Начинающий микробиолог из Боровлян сделала научное открытие

В число победителей международного конкурса экологических проектов «International Science and Invention Fair 2020» (Индонезия), на котором были представлены работы юных ученых из разных стран мира, вошла учащаяся 11 «А» класса Боровлянской средней школы Екатерина Мамаева. Золотую медаль престижного конкурса начинающий микробиолог получила не только за изыскания в области изучения бактерий, населяющих дикорастущие растения, — результатом большой работы стало открытие, реализация которого на практике поможет сделать настоящий прорыв в органическом земледелии. О роли науки в жизни, многочасовых вахтах в лаборатории, девичьих мечтах и сильном характере Екатерина Мамаева рассказала МЛЫН.BY.

Боровлянская школа

 Екатерина Мамаева

 Екатерина Мамаева еще и юный кадет. Форму ребятам из кадетских классов шьют на заказ. Кто попал в кадеты, тот прилежен в учебе, дружит со спортом и знает, что такое патриотизм.

 Екатерина Мамаева

— Катерина, во-первых, хотелось бы поздравить вас с победой. Далеко не каждый школьник способен брать такие высоты, а вам это удалось. Но ведь наверняка наука в вашей жизни была не всегда?

— Я росла обычным ребенком. Отличалась от других только тем, что была дочерью завуча школы, которую сначала закончил мой брат. Потом сюда за ручку привели меня.

Помню, как в первом классе старшеклассник нес меня на плече, а я старательно звонила в колокольчик. Об этом даже напоминает фотография на стенде школы.

Екатерина Мамаева

На Доске почта школы портрет Кати среди постоянных.

Екатерина Мамаева

Мама Светлана Леонидовна гордится умной, красивой и скромной дочерью.

Екатерина Мамаева

 Быть дочерью педагога — это ответственно, наверное, поэтому я и старалась учиться, чтобы прежде всего не подвести маму. Хотя мне всегда было интересно узнавать что-то новое из разных областей. Позже в приоритете оказались такие предметы, как биология и химия. Так что приход в науку вполне объясним.

— Ваша мама – учитель иностранного языка, а тут вдруг точные науки. Или вам удается совмещать?

— Хороший уровень английского еще никому не помешал. А мне лично пришлось его тщательно подтянуть перед конкурсом, ведь защита проекта проходила онлайн и общаться с членами жюри необходимо было именно на английском. Причем не только в форме монолога, выучив текст презентации, но вести диалог с учеными мирового уровня. Так что это очень полезный опыт.

— Ваш проект «Выделение и изучение эндофитных бактерий, населяющих дикорастущие и декоративные растения» был представлен Республиканским центром экологии и краеведения. Это значит, что вы совмещаете занятия в центре с учебой в школе?

— Так и есть. В центр краеведения я попала три года назад. И, возможно, не задержалась бы там так надолго, если бы не замечательный педагог Иван Анатольевич Русских, который личным примером заставил погрузиться в сложный и бесконечно интересный мир науки. Вместе с ним мы прошли этот путь к победе, просиживая часами в лаборатории.

— Как возникла идея исследовать эндофитные бактерии растений?

— Эндофитные бактерии, населяющие растения изнутри, — мало изучены. Это и вызывало главный интерес. В ходе исследований, а поработать пришлось очень много, удалось выявить новый штамм, который впоследствие получил рабочее название «О6». Почему именно такое? Этот штамм был найден в одуванчике, а точнее в образце под номером шесть, взятом на исследование. Позже мы выявили и ряд полезных свойств штамма:  он обладал способностью бороться с возбудителями болезней растений, доставлять им азотное и фосфорное питание. По сути, самый обычный одуванчик, который везде принято считать сорняком, а точнее населяющие его эндофитные бактерии, могут стать основой для производства препарата, применяющегося в сельском хозяйстве, а точнее, в органическом земледелии, популярность которого в мире постоянно растет.

— Если представить, что подобный препарат создан, что получат аграрии, обрабатывая им посевы?

— Во-первых, культуры будут лучше расти, так как будут меньше болеть. Во-вторых, систематическое использование такого биопрепарата поможет улучшить генетику растений. То есть их семена уже будут обладать улучшенными характеристиками.

— Сколько времени потребовалось, чтобы сделать такой смелый вывод?

— Ушло больше года. На первом этапе мы с Иваном Анатольевичем отбирали материал для нашего исследования, где одуванчики появились не сразу. Сначала использовали ель, тую, бутоны цветов, которые росли на территории центра, и изучали их микрофлору. Проводили ступенчатую селекцию и из всех представленных растений именно одуванчик показал наилучший результат.

А что касается именно самих исследований, то они включали целый ряд манипуляций — от стерилизации поверхности растения до посева микроорганизмов, полученных из сока отобранных нами растений,  на разные  питательные среды. Это кропотливая, многочасовая работа, в ходе которой была создана целая коллекция бактерий, свойства которых мы и стали изучать.

Екатерина Мамаева

— Когда вы поняли, что близки к ожидаемому результату?

— Вообще найти бактерию, которая обладает разными полезными свойствами – большая редкость. А если учесть, что это еще и эндофитная бактерия, то данное открытие можно вообще считать удачей. Правда, пока данный  материал остается всего лишь исследованием. Хочется верить, что он окажется жизнеспособным и препарат все же будет разработан и послужит органическому земледелию.

— Как проходила защита проекта?

— Вообще, нам предстояла поездка в Индонезию. Однако пандемия сделала свое дело и конкурс ушел в онлайн-формат. Но это нисколько не упростило задачу, ведь презентацию нужно было подготовить, как и саму защиту. Для начала мы записали ролик, сделали постер и отправили на просмотр. А затем предстояло выдержать 7-минутный марафон, рассказывая о своем изобретении на английском. В подготовке очень помогала мама, хотя порой мне приходилось ее консультировать в плане терминологии.

После самой защиты шел 8-минутный  диалог с членами жюри. Каждого конкурсанта экзаменовали двое ученых из разных стран. Так что всем ребятам было нелегко. Но все равно безумно понравилось. Один из членов жюри отметил, что мы с педагогом провели колоссальную работу.

Ну а 15 ноября состоялась церемония награждения. Правда, медали мы получили тоже виртуально, реальные придут по почте.

Екатерина Мамаева

— Вы учитесь в 11 классе и домашних заданий, включающих подготовку к предстоящим экзаменам, у вас немало. Как удается выкраивать время на лабораторию?

— Четкого расписания по работе в лаборатории у меня нет. График ее посещения — гибкий. Если есть возможность поработать там в субботу, я нахожу пару свободных часов и еду в Минск. Под мой график подстраивается и педагог. Дома изучаю различную литературу по теме.

Остальным предметам тоже есть свое время.

— Какие планы на будущее?

— Еще в детском садике на вопрос «а кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», я уверенно отвечала — «доктором». Это моя мечта и я к ней стремлюсь. Более того, вижу себя именно в хирургии. Так что накопленные знания из области химии и биологии мне точно пригодятся. Ну а победа на престижном конкурсе может стать приятным бонусом при поступлении.

Галерея изображений