Город областного подчинения – Жодино

 

Въезд в г.Жодино
Основан в 1643 году,
с 7 марта 1963г. город областного подчинения
Площадь: 2321 га
Население: 63 888 жителей

Жодинский городской исполнительный комитет

222160 Минская область, г. Жодино, ул. 40 лет Октября, 7

Приемная – (01775) 3-27-33, факс – (01775) 3-35-55

www.zhodino.minsk-region.by

 

Ф.И.О.

Должность

Телефон

Шарый
Юрий Александрович

председатель исполкома

3-42-42

Конон
Сергей Петрович

первый заместитель председателя исполкома по социальной сфере

7-97-37

Рубанцев
Александр Михайлович

заместитель председателя исполкома по экономике

3-48-70

Шило
Александр Александрович

заместитель председателя исполкома по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

3-52-60

Вергель
Ольга Витальевна

управляющий делами исполкома

3-26-16

Сушко
Наталья Михайловна

председатель городского Совета депутатов

3-45-65

 

Новостройки Жодино

История Жодино – это летопись судеб жителей, которые жили и работали на этой земле, защищали её во время вражеских нашествий и возрождали после войн. Это люди, которые и сейчас продолжают трудиться на его предприятиях, в организациях и учреждениях, приумножая богатство и славу города.

Об истории Жодино существует, как минимум пять легенд. Первое упоминание относится к 1643 году – дате основания местечка Богуслав Поле. А упоминание о Жодино как о Жодинской слободе впервые появляется в документах в январе 1688 года.

История свидетельствует и о том, что с 1745 года в местечке Жодино существовала униатская Петропавловская церковь, приход которой только в 1859 году, через 20 лет после Полоцкого церковного собора, был переведен в православие. В 1863 году на месте старой разрушенной униатской Петропавловской церкви была заложена новая деревянная православная церковь, освященная в честь Святого Михаила Архангела, которая вскоре стала центром Жодинского прихода.

После 2-го раздела Речи Посполитой (1793) Смолевичская земля вошла в состав Российской империи. В этом же году была создана Минская губерния и проведена административная реформа, в результате которой основная часть маентка Смолевичи разделилась между вновь созданными Борисовским и Игуменским поветами, небольшая часть вошла в Минский повет. Жодино из местечка превратилось в село Смолевичской волости Борисовского повета Минской губернии. Жодино не миновали важные события империи. Через него дважды следовали французские войска во время войны 1812 года. Имело свой отклик в городе и восстание 1863 года, во время подавления которого царское правительство использовало старый имперский прием «кнута и пряника». Пряником стало открытие в Жодино в разгар восстания народного училища.

Значительное влияние на развитие Смолевичского края оказало строительство в 1871 году железной дороги Москва – Брест. В этом же году в Жодино была возведена железнодорожная станция. Железная дорога способствовала оживлению торговли, ускоряла развитие хозяйства, ремесел и промышленности, что, в свою очередь, привело к росту благосостояния и населения региона.

К началу XX века хозяйство Жодино состояло из железнодорожной станции, водяной мельницы на реке Плиса, лавки, корчмы на тракте и кузницы. Население занималось деревообработкой, ткачеством, плетением, кожевенным и швейным промыслами, лесосплавом и мелкой торговлей.

В ноябре 1917 года на Смолевичской земле установилась Советская власть. В феврале 1918 года немецкая армия начала наступление и оккупировала значительную часть Беларуси, в том числе и Жодино, где стояла до декабря. Красная Армия заняла покинутую Германией территорию, но в середине августа 1919 года Жодино оказалось уже под польской оккупацией. Только 9 июля 1920 года после тяжелых боев город был освобождён силами 50-й бригады 16-й Красной Армии.

После возвращения в 1924 году Беларуси Витебской и Могилевской губерний состоялось новое административное деление на округа, районы, сельские Советы. С этого времени Жодино стало центром сельского Совета в Смолевичском районе.

В 1933 г. в Жодино работали 2 мельницы, маслобойня, лесопилка, столярная мастерская и 2 кузницы. В 1935 г. закончилось строительство автомагистрали Минск – Москва. К началу Великой Отечественной войны в Жодино было депо узкоколейной железной дороги.

В 1940 ‐ 1941 гг. на правом берегу реки Плисы началось строительство ГРЭС. Были построены 2 барака, затем строительство станции временно остановилось. 29 июня 1941 года Жодино было оккупировано немцами. 2 июля 1944 года части 3-го и 29-го танковых корпусов вместе с частями 220-й стрелковой дивизии освободили Жодино.

Началась новая страница в истории города.

В октябре 1946 г. было принято решение о строительстве здесь завода торфяного машиностроения. В мае 1950 г. «Торфмаш» выпустил 1-ю продукцию. Это небольшое предприятие просуществовало недолго, в марте 1951 г. оно было переоборудовано в завод дорожных машин – «Дормаш». На его базе 5 ноября 1958 г. был выпущен первый самосвал, и завод получил название БелАЗ.

В январе 1958 г. Указом Президиума Верховного Совета БССР Жодино получило статус городского поселка. Поселок быстро рос. В Жодино на работу приезжали люди со всего Советского Союза. В 1961 г. в Жодино были переведены научно-исследовательские институты животноводства и земледелия. В 1962 г. начала функционировать автобаза. Вслед за БелАЗом вступили и начали работу трикотажная фабрика (1975), завод опорных конструкций (1979), развивались строительные организации, торговля, бытовое обслуживание.

Быстрое развитие поселка, рост числа населения послужили основанием для придания ему 7 марта 1963 г. статуса города областного подчинения.

В 1992 г. по предложению группы депутатов были образованы суд и прокуратура. В 1998 г. по представлению исполкома сессия горсовета утвердила герб, а в 1999 – гимн города Жодино. В 2008 году Указом Президента Республики Беларусь от 21.07.08 №398 утвержден флаг города Жодино.

Жодинцы любят свой город, потому что создают его сами. Благодаря их труду сегодня Жодино представляет собой крупный современный промышленный город Минской области. Это город автомобилестроителей, кузнецов, энергетиков, хлебопеков, строителей, ученых, земледельцев и животноводов.

Основу экономики города составляет промышленный комплекс. ОАО «БЕЛАЗ» - управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» одно из крупнейших в мире специализированных предприятий по выпуску мощных карьерных самосвалов грузоподъемностью от 30 до 450 тонн, а также другого тяжелого транспортного оборудования, применяемого в горнодобывающей, металлургической, строительной отраслях промышленности и работающих в разных точках планеты. ОАО «БЕЛАЗ» входит в число семи ведущих мировых концернов по выпуску карьерной техники и удерживает 1/3 мирового рынка карьерных самосвалов. В 2013 году оно впервые представило горной общественности уникальную разработку – карьерный самосвал наивысшей грузоподъёмности 450 тонн.

ОАО «Кузнечный завод тяжёлых штамповок» специализируется на изготовлении паковок и штамповок, лонжеронов, картера заднего моста, балки передней оси семейства автомобилей МАЗ, ободьев колес для грузовых автомобилей. Наряду с заказами машиностроения на заводе освоена новая продукция: запасные части для сельхозмашин, скобяные изделия, пластины для форм силикатного кирпича, шары для шаровых мельниц, пружины автомобильные и тракторные, трубопроводные фланцы.

ОАО «Свiтанак»является предприятием трикотажной отрасли лёгкой промышленности и входит в состав государственного концерна «Беллегпром». Фабрика производит и реализует на внутреннем рынке, в Российскую Федерацию, Италию, Германию, Нидерланды, страны СНГ и Балтии широкий ассортимент трикотажного белья и верхнего трикотажа для детей и взрослых.

Ассортимент выпускаемой продукции - результат кропотливой работы дизайнерского центра предприятия. Коллекции постоянно обновляются: внедряются новые модели, артикулы трикотажных полотен, разрабатываются колориты для набивных рисунков, новые рецептуры для крашения.

В Жодино функционируютболее 250 магазинов и павильонов,работают 64 объекта общественного питания: рестораны, кафе, столовые.

Торговлю, промышленность и население города обслуживают отделения крупнейших республиканских банков – АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Сбербанк». Совсем недавно на рынок финансово-кредитных услуг города пришёл банк БелВЭБ.

Городские и пригородные пассажирские перевозки в регулярном сообщении в городе Жодино по 7 городским, 14 пригородным и 6 дачным маршрутам осуществляет филиал «Автомобильный парк № 18» ОАО «Миноблавтотранс», на который приходится более 97 процентов рынка пассажирских услуг населению города.

Производство и передачу потребителям тепловой и электрической энергии в городе осуществляет Жодинская ТЭЦ, которая является филиалом республиканского унитарного предприятия РУП "Минскэнерго". Электростанция прошла сложный путь от монтажа и освоения импортного оборудования, реконструкции, модернизации турбин и котлов до превращения конденсационной ГРЭС в теплоэлектроцентраль.

Гордость города – это и то, что он является одним из центров сельскохозяйственной науки республики. В Жодино расположены ведущие научно-исследовательские учреждения аграрной и животноводческой отраслей Беларуси - РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по земледелию» и РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по животноводству». Силами жодинских научных сотрудников впервые в истории нашей страны созданы сорта и разработаны технологии выращивания озимого и ярового рапса для производства растительного масла, а в перспективе и дизельного топлива; создано стадо трансгенных коз, молоко которых содержит человеческий лактоферрин – белок грудного женского молока, который обладает уникальными бактерицидными, противовоспалительными и иммуномодулирующими свойствами.

Медицинское обслуживание населения города осуществляет многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее медицинскую помощь населению города и жителям 28 близлежащих сельских населенных пунктов Смолевичского и Борисовского районов - учреждение здравоохранения «Жодинская центральная городская больница».

На протяжении многих лет и в системе образования города сохраняются стабильные качественные показатели. Жодинцы постоянно становятся стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, победителями многих областных и республиканских конкурсов. Сохраняется достаточно высокий процент поступления выпускников в ВУЗы. Всё это становится возможным благодаря системе образования, созданной в городе, в которую входят 27 учреждений образования, спорта и туризма. Для жителей и гостей города работает Ледовая площадка. В сфере туризма осуществляют свою деятельность восемь туристических агентств.

Сферу культуры Жодино представляют: ГУК «Центральная городская библиотека г.Жодино», ГУО «Жодинская детская школа искусств», ГУО «Детская художественная школа искусств г.Жодино», ГУК «Жодинский городской центр культуры и досуга», ГУК «Жодинский краеведческий музей», ведомственные учреждения: Дворец культуры БЕЛАЗа, клуб КЗТШ, учреждение областного подчинения – отдел по киновидеообслуживанию населения г.Жодино КУП «Миноблкиновидеопрокат» (кинотеатр «Юность»). Множество клубных формирований и коллективов города носят почётные звания «народный» и «образцовый».

Большое внимание в городе уделяется строительству жилья. За последние годы в г.Жодино выросли не просто новые многоэтажки, а появились новые улицы, кварталы, микрорайоны, оборудованные пешеходными и прогулочными зонами, детскими площадками. В городе открыт сквер семейного благополучия, который для многих горожан стал любимым местом для отдыха.

На территории города Жодино расположены два объекта, включённых в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь: монумент в честь матери-патриотки А.Ф.Куприяновой (1975г.), потерявшей на фронтах Великой Отечественной войны четверых детей и памятник Герою Советского Союза П.Куприянову, который в 1944 году на территории Латвии повторил подвиг Александра Матросова.

Жодинцы всегда рады проявлению любой инициативы и интереса в различных сферах социально-экономического развития. Город открыт для бизнеса и инвестиций, партнерских и дружеских отношений.