Торговля и бытовое обслуживание

Деноминация

Деноминация-2016. Основные этапы

Деноминация-2016. Соотношение денежных знаков

Разъяснение о порядке осуществления розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг в период проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь

Об оформлении ценников, иной информации о цене товаров в период параллельного обращения денежных знаков образца 2000 года и денежных знаков образца 2009 года

Об округлении цен (тарифов)

Форма таблиц перевода денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года

Пресс-релиз. Описание денежных знаков образца 2009 года и их основные признаки подлинности

Об округлении цен на регулируемые товары

Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «О порядке осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению в период после проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь»

Объявления

Для размещения в торговых объектах, объектах общественного питания, в том числе осуществляющих реализацию алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива:

наглядная информация управления внутренних дел Минского облисполкома

наглядная информация учреждения «Минское областное управление МЧС Республики Беларусь»

наглядная информация главного управления здравоохранения Минского облисполкома

Торговая инфраструктура

По оперативным данным на 1 января 2018 года розничная торговая сеть Минской области представлена 12161 объектами общей торговой площадью 842,2 тысячи кв. метров.

Сеть объектов общественного питания представлена 2053 объектами на 120,7 тысяч посадочных мест, в том числе 1295 объектов общедоступной сети на 59,9 тысяч посадочных мест, 195 объектов придорожного сервиса.

Из 2053 объектов общественного питания: ресторанов – 96, ресторанов (кафе) быстрого обслуживания – 16, кафе – 550, в т. ч. мини-кафе – 158, столовых – 830, баров – 165, закусочных – 64, кафетериев – 158, других объектов – 174.

В 2017 году торговая инфраструктура Минской области развивалась достаточно динамично. За счет нового строительства, реконструкции, перепрофилирования неторговых объектов в регионах области открыто 657 объектов торговли различной формы собственности общей торговой площадью 55,2 тысячи кв. метров, из них 449 магазинов (433 магазина шаговой доступности, 15 магазинов современного формата, 1 крупный магазин).

В 2017 году открыто 103 объекта общественного питания на 2863 мест, в том числе 41 объект быстрого обслуживания на 579 мест.

Потребительский рынок

За 1 квартал 2018 года по сравнению с аналогичным периодом 2017 года произошел рост продаж по свежим фруктам и орехам (111,4%), из них свежим яблокам (128,4%), свежим овощам и грибам (113,5%), свежим овощам и грибам, кроме картофеля (123,3%),  капусте белокачанной свежей (103,4%), свекле столовой свежей (118,4%), моркови свежей (104,4%), свежим огурцам (121,1%), свежим томатам (180,2%), луку репчатому (103,5%), мясу и мясным продуктам (107,3%), мясу, включая птицу и субпродукты пищевые (110,5%), пищевым субпродуктам (113,5%), мясу домашней птицы и дичи (118,8%), мясным продуктам (104,1%), рыбе, ракообразным и моллюскам (104,4%), рыбе и продуктам из нее (104,1%), рыбе (102,1%), рыбе приготовленной или консервированной (108,1%), из них консервам и пресервам из рыбы, икре и ее заменителям (100,2%), ракообразным, моллюскам и прочим морепродуктам (115,7%), мучным кондитерским изделиям (112,8%), сахаристым кондитерским изделиям (112,6%), из них шоколаду и прочим продуктам пищевым готовым, содержащим какао (121,5%), вину виноградному (117,6%), вину игристому, включая шампанское (114%), водке (100,2%), коньяку, коньячным напиткам и бренди (128,4%), пиву (108,7%), ликерам и изделиям ликероводочным (130,1%), слабоалкогольным напиткам (119,4%), минеральной воде (116,4%), сырам (109,1%), яйцам (119%), маслу растительному (103,4%), детскому питанию (116,9%), крупе (105,2%),  крупе рисовой (101,2%), крупе гречневой (127,1%), крупе овсяной и хлопьям овсяным (108,1%), муке (108,2%), макаронным изделиям (109,2%), автомобилям (194,3%), новым легковым автомобилям (184,9%), подержаным легковым автомобилям (217,9%), моторному топливу (107%), автомобильному бензину (103,6%), дизельному топливу (105,8%), телевизорам (162,2%), холодильникам и морозильникам бытовым (129,2%), стиральным машинам бытовым и машинам для сушки одежды (125,2%), чистящим и прочим средствам бытовой химии (115,3%), верхней одежде (115,6%), из нее одежде трикотажной (112,4%), нижнему белью (114,2%), чулочно-носочным изделиям (107,6%), обуви (101,8%), из нее обуви кожаной (100,8%), фармацевтическим товарам (110,7%), парфюмерно-косметической продукции и туалетным принадлежностям (112,6%).

Снижение объемов продаж произошло по свежему картофелю (95,7%), мясу (98,6%), свинине (99,5%), говядине (87,9%), консервам из мяса и субпродуктам пищевым (94,9%), вину плодовому (88,7%), фруктовым и овощным сокам (86,7%), сахару и сахарозаменителям (85,7%), строительным материалам (79%), пиломатериалам (85,8%), цементу (34,5%), плитке керамической (55,6%).

Доля продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций за 1 квартал 2018 года составила 65,6%, в том числе по пищевым продуктам, напиткам, табачным изделиям – 78,7%, непродовольственным товарам – 48,2%.

Финансово-хозяйственная деятельность

По итогам работы торговой отрасли Минской области за 2017 год получен розничный товарооборот торговли через все каналы реализации на сумму 5853,9 млн. рублей или 103,5% в сопоставимых ценах к 2016 году при доведенном Минским облисполкомом показателе на 2017 год 102,2% и повышенном задании, доведенном Министерством экономики – 103,5%.

За 2017 год темп роста оптового товарооборота в сопоставимых ценах составил 107,4%. Темп роста валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) по секции G «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» за 2017 год составил 104,4% в сопоставимых ценах к  прошлому году. Удельный вес ВДС по секции G в общем объеме валового регионального продукта Минской области составил 10,5%.

В структуре общего объема розничного товарооборота 67,8% приходится на частную форму собственности, на государственную – 10,7%, на иностранную – 21,5% (за 2016 год – 69,2%, 10,4%, 20,4% соответственно).

Розничный товарооборот организаций общественного питания за 2017 год составил 241,2 млн. рублей или 102,4% к 2016 году в сопоставимых ценах.

В области наиболее высокими темпами реализуются непродовольственные товары, темп роста за 2017 год составил 106,4%
к прошлому году. Темп роста реализации продовольственных товаров организациями розничной торговли составил 102,6% в сопоставимых ценах к прошлому году.

По торговым организациям Минской области (секция G «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования») прибыль от реализации за 2017 год составила 106,3 млн. рублей или 97%  к 2016 году.

Рентабельность продаж организаций торговли Минской области  за 2017 год снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,2 процентных пункта и составила 1,9% .

Чистая прибыль организаций торговли Минской области за 2017 год составила 63,6 млн. рублей, что на 20,3% больше чистой прибыли, полученной за 2016 год.

Перспективы развития

Основной целью развития торговли и общественного питания Минской области на 2018 год является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения и развития инфраструктуры.

Торговая сеть будет расширяться за счет реконструкции и строительства торговых объектов по следующим основным направлениям:

  • укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров, формирование крупных розничных торговых структур, работающих по технологиям торговых сетей;
  • размещение в жилых кварталах городов магазинов шаговой доступности.

В 2018 году планируется открытие более 85 торговых объектов и 30 объектов общественного питания.

Информационные материалы

Рекомендации по организации и размещению передвижных средств развозной и разносной торговли, нестационарных объектов общественного питания, летних площадок (продолжение зала), прилегающих к зданиям и сооружениям, в помещениях которых располагается объект общественного питания

Типовой договор на поставку потребительских товаров на внутренний рынок для предприятий всех форм собственности

Перечень организаций торговли, которые в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124 осуществляют сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства и отходы упаковки

Реестр организаций, осуществляющих сбор (удаление) отходов электрического и электронного оборудования, упаковки, ламп газоразрядных ртутьсодержащих, элементов питания (батареек)

Порядок, условия и стоимость предоставления платежных терминалов организациям торговли (сервиса)

Реестр юридических и физических лиц, импортирующих в Республику Беларусь опасную продукцию и опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов»

C 1 января 2017 г. интернет-магазины должны обеспечить платежи через ЕРИП

Вниманию субъектов торговли!

Упрощение условий ведения бизнеса

Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»

Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»

Решение Минского областного Совета депутатов от 23 ноября 2017 № 235 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345»

Разъяснение по налоговым льготам Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь о применении норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»

Методические рекомендации об осуществлении торговли, общественного питания на территории сельской местности и в малых городских поселениях в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»

Методические рекомендации Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «Порядок действий субъекта хозяйствования при осуществлении общественного питания в объекте общественного питания в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»

Методические рекомендации Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «Порядок действий субъекта хозяйствования при организации торговли в торговом объекте в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»