Торговля и бытовое обслуживание

Деноминация

Деноминация-2016. Основные этапы

Деноминация-2016. Соотношение денежных знаков

Разъяснение о порядке осуществления розничной торговли, общественного питания и оказания бытовых услуг в период проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь

Об оформлении ценников, иной информации о цене товаров в период параллельного обращения денежных знаков образца 2000 года и денежных знаков образца 2009 года

Об округлении цен (тарифов)

Форма таблиц перевода денежных знаков образца 2000 года на денежные знаки образца 2009 года

Пресс-релиз. Описание денежных знаков образца 2009 года и их основные признаки подлинности

Об округлении цен на регулируемые товары

Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь «О порядке осуществления розничной торговли, общественного питания, оказания бытовых услуг населению в период после проведения деноминации официальной денежной единицы Республики Беларусь»

Объявления

Для размещения в торговых объектах, объектах общественного питания, в том числе осуществляющих реализацию алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива:

наглядная информация управления внутренних дел Минского облисполкома

наглядная информация учреждения «Минское областное управление МЧС Республики Беларусь»

наглядная информация главного управления здравоохранения Минского облисполкома

Торговая инфраструктура

По оперативным данным на 1 января 2018 года розничная торговая сеть Минской области представлена 12161 объектами общей торговой площадью 842,2 тысячи кв. метров.

Сеть объектов общественного питания представлена 2053 объектами на 120,7 тысяч посадочных мест, в том числе 1295 объектов общедоступной сети на 59,9 тысяч посадочных мест, 195 объектов придорожного сервиса.

Из 2053 объектов общественного питания: ресторанов – 96, ресторанов (кафе) быстрого обслуживания – 16, кафе – 550, в т. ч. мини-кафе – 158, столовых – 830, баров – 165, закусочных – 64, кафетериев – 158, других объектов – 174.

В 2017 году торговая инфраструктура Минской области развивалась достаточно динамично. За счет нового строительства, реконструкции, перепрофилирования неторговых объектов в регионах области открыто 657 объектов торговли различной формы собственности общей торговой площадью 55,2 тысячи кв. метров, из них 449 магазинов (433 магазина шаговой доступности, 15 магазинов современного формата, 1 крупный магазин).

В 2017 году открыто 103 объекта общественного питания на 2863 мест, в том числе 41 объект быстрого обслуживания на 579 мест.

Потребительский рынок

За 2017 год по сравнению с 2016 годом произошел рост продаж по свежим фруктам и орехам (100,4%), свежим овощам и грибам (107,1%), из них свежему картофелю (110,5%), свежим овощам и грибам, кроме картофеля (105,5%), мясу и мясным продуктам (101,9%), мясу, включая птицу и субпродукты пищевые (101,9%), мясу домашней птицы и дичи (105,8%),  мясным продуктам (101,9%), рыбе, ракообразным и моллюскам (108,7%), рыбе и продуктам из нее (109%), рыбе (118,5%), мучным кондитерским изделиям (110,1%), сахаристым кондитерским изделиям (102,4%), из них шоколаду и прочим продуктам пищевым готовым, содержащим какао (109,9%), вину игристому, включая шампанское (100,7%), коньяку, коньячным напиткам и бренди (112,3%), пиву (110,6%), ликерам и изделиям ликероводочным (102,5%), слабоалкогольным напиткам (106,4%), минеральной воде (106,8%), сырам (104,9%), яйцам (102,3%), маслу растительному (102,6%), детскому питанию (111,1%), крупе (106,2%), муке (102,7%), макаронным изделиям (106,7%), автомобилям (550,1%), моторному топливу (105,7%), строительным материалам (118,2%), чистящим и прочим средствам бытовой химии (116,4%), верхней одежде (104%), из нее одежде трикотажной (104,7%), нижнему белью (106,7%), чулочно-носочным изделиям (108,5%), обуви (129,2%), из нее обуви кожаной (136,3%), фармацевтическим товарам (105,3%), парфюмерно-косметической продукции и туалетным принадлежностям (111,2%).

Снижение объемов продаж произошло по мясу (97,6%), свинине (99,5%), говядине (96,3%), пищевым субпродуктам (99,9%), консервам из мяса и субпродуктам пищевым (99,3%), рыбе приготовленной или консервированной (99,5%), из них консервам и пресервам из рыбы, икре и ее заменителям (95%), ракообразным, моллюскам и прочим морепродуктам (99,9%), вину виноградному (99,3%), вину плодовому (91,4%), водке (98,6%), фруктовым и овощным сокам (89,2%), маслу сливочному (96,2%), сахару и сахарозаменителям (99%), телевизорам (92,8%), пиломатериалам (96,7%), цементу (63,2%), плитке керамической (79,6%), холодильникам и морозильникам бытовым (80%), стиральным машинам бытовым и машинам для сушки одежды (84,6%).

Доля продажи товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота торговых организаций за 2017 год составила 66,7%, в том числе по пищевым продуктам, напиткам, табачным изделиям – 80,2%, непродовольственным товарам – 49%.

Финансово-хозяйственная деятельность

По итогам работы торговой отрасли Минской области за 2017 год получен розничный товарооборот торговли через все каналы реализации на сумму 5853,9 млн. рублей или 103,5% в сопоставимых ценах к 2016 году при доведенном Минским облисполкомом показателе на 2017 год 102,2% и повышенном задании, доведенном Министерством экономики – 103,5%.

За 2017 год темп роста оптового товарооборота в сопоставимых ценах составил 107,4%. Темп роста валовой добавленной стоимости (далее – ВДС) по секции G «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования» за 2017 год составил 104,4% в сопоставимых ценах к  прошлому году. Удельный вес ВДС по секции G в общем объеме валового регионального продукта Минской области составил 10,5%.

В структуре общего объема розничного товарооборота 67,8% приходится на частную форму собственности, на государственную – 10,7%, на иностранную – 21,5% (за 2016 год – 69,2%, 10,4%, 20,4% соответственно).

Розничный товарооборот организаций общественного питания за 2017 год составил 241,2 млн. рублей или 102,4% к 2016 году в сопоставимых ценах.

В области наиболее высокими темпами реализуются непродовольственные товары, темп роста за 2017 год составил 106,4%
к прошлому году. Темп роста реализации продовольственных товаров организациями розничной торговли составил 102,6% в сопоставимых ценах к прошлому году.

По торговым организациям Минской области (секция G «Торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования») прибыль от реализации за 2017 год составила 106,3 млн. рублей или 97%  к 2016 году.

Рентабельность продаж организаций торговли Минской области  за 2017 год снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,2 процентных пункта и составила 1,9% .

Чистая прибыль организаций торговли Минской области за 2017 год составила 63,6 млн. рублей, что на 20,3% больше чистой прибыли, полученной за 2016 год.

Перспективы развития

Основной целью развития торговли и общественного питания Минской области на 2018 год является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь, отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения и развития инфраструктуры.

Торговая сеть будет расширяться за счет реконструкции и строительства торговых объектов по следующим основным направлениям:

  • укрупнение размеров магазинов за счет строительства и открытия гипер- и супермаркетов и торговых центров, формирование крупных розничных торговых структур, работающих по технологиям торговых сетей;
  • размещение в жилых кварталах городов магазинов шаговой доступности.

В 2018 году планируется открытие более 85 торговых объектов и 30 объектов общественного питания.

Информационные материалы

Рекомендации по организации и размещению передвижных средств развозной и разносной торговли, нестационарных объектов общественного питания, летних площадок (продолжение зала), прилегающих к зданиям и сооружениям, в помещениях которых располагается объект общественного питания

Типовой договор на поставку потребительских товаров на внутренний рынок для предприятий всех форм собственности

Список торговых объектов Минской области, осуществляющих реализацию цифровых телевизионных приемных приставок и телевизионных приемных антенн для стационарного приема сигналов цифрового телевизионного вещания

Перечень организаций торговли, которые в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2014 № 1124 осуществляют сбор от физических лиц товаров, утративших потребительские свойства и отходы упаковки

Реестр организаций, осуществляющих сбор (удаление) отходов электрического и электронного оборудования, упаковки, ламп газоразрядных ртутьсодержащих, элементов питания (батареек)

Порядок, условия и стоимость предоставления платежных терминалов организациям торговли (сервиса)

Реестр юридических и физических лиц, импортирующих в Республику Беларусь опасную продукцию и опасной продукции, запрещенной к ввозу и (или) обращению на территории Республики Беларусь, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2015 г. № 48 «О мерах по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов»

C 1 января 2017 г. интернет-магазины должны обеспечить платежи через ЕРИП

Вниманию субъектов торговли!

Упрощение условий ведения бизнеса

Указ Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания»

Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»

Решение Минского областного Совета депутатов от 23 ноября 2017 № 235 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345»

Разъяснение по налоговым льготам Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Разъяснение Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь о применении норм Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»

Методические рекомендации об осуществлении торговли, общественного питания на территории сельской местности и в малых городских поселениях в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2017 г. № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания», Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»